Сайт создан при поддержке Министерства здравоохранения Свердловской области, ГАУЗ СО «СООД», ГАУЗ СО «ЦОЗМП»
Не секрет, что дети в той или иной степени являются «магнитами» для микроорганизмов, в том числе патогенных — бактерий и вирусов, которые являются возбудителями различных инфекций. Помещать ребёнка в стерильные условия, ограничивать в общении не имеет смысла. А вот поведать о существовании микромира, научить с ним безопасно взаимодействовать — нужно. С этой задачей под руководством фельдшера кабинета инфекционных заболеваний детской городской больницы №8 Екатеринбурга Елены Липатниковой справится любой родитель.
«Избегайте скучных и нудных объяснений. Ещё хуже, когда родители просто заставляют мыть руки, а для чего это нужно, когда и как — не объясняют. Дети в любом возрасте любят игры, вот и попытайтесь преподнести эту важную тему в игровой форме», — советует Елена Александровна.
Во время работы с пластилином или глиной для лепки создайте модель вируса, воткнув в небольшой шарик ватные палочки. Обратите внимание ребёнка на то, как легко эта конструкция прикрепляется к другим предметам. Используйте наглядные материалы — фотографии, рисунки, макеты, чтобы показать, насколько неприятно выглядят те или иные бациллы. Малыш будет просто счастлив смыть их.
На этом этапе целесообразно продемонстрировать, как правильно мыть руки, используя нужное количество мыла и воды. Можно подобрать какую-либо песню или стишок продолжительностью не менее минуты, во время воспроизведения которых необходимо тщательно, используя несложный алгоритм, мыть руки. Также наш эксперт советует нанести предварительно некоторое количество блёсток на руки, а потом смыть — сначала без мыла (блёстки ещё остались), потом с мылом (блёсток как не бывало).
«Блёстки также можно использовать для демонстрации распространения микроорганизмов через предметы и рукопожатия. После нанесения блёсток на ладони обменяйтесь с малышом карандашами, игрушками и вместе понаблюдайте за тем, как «цветные бактерии» остаются на поверхности этих предметов», — объясняет специалист.
Покажите, как передаются микробы при чихании и кашле. Для этого налейте подкрашенную с помощью пищевого красителя воду в пульверизатор. Распылите немного на лист белой бумаги, при этом обратите внимание ребёнка, насколько далеко могут разлететься капли. После этого расскажите о так называемой «вампирской технике», при которой чихать и кашлять необходимо в сгиб локтя, подобно вампиру, прикрывающему лицо плащом. Также объясните, как пользоваться дезинфицирующим средством — хорошо срабатывает пример взрослого человека плюс немного практики.
Проведите экскурсию для ребёнка по любимым местам обитания микробов в доме: это дверные ручки, выключатели, клавиатура, перила, гаджеты, домашние животные. При возможности на некоторые из них можно приклеить с помощью двустороннего скотча рисунок микроба, выполненный ребёнком. Так он лучше запомнит, что после контакта нужно принять меры предосторожности — помыть руки или обработать их антисептиком.
Кроме того, существует множество детских книг на эту тему — от картонных изданий с окошками до красочных энциклопедий. Чтение подобной литературы не только поможет понять природу микробов и узнать способы борьбы с самыми вредными из них, но и, возможно, побудит ребёнка к углублённому изучению разнообразного мира микроорганизмов.